Как мы знаем, некоторые животные ориентируются по магнитному полю Земли. А может, мы тоже так умеем, просто об этом не задумываемся? Обозреватель BBC Future рассказывает о скрытых возможностях людей и зверей.
В 2006 году Стив Хэуорт, биохакер из Аризоны, совершил надрез на безымянном пальце Куинн Нортон, поместил туда небольшой магнит из редкоземельных металлов и зашил.
“Когда я трогаю телефонный шнур или провожу рукой по определенным частям ноутбука, палец начинает покалывать”, – сказала она в интервью радиоканалу NPR (а перед этим написала о своем эксперименте статью для издания Wired).
“Иногда потянусь за чем-нибудь, а палец начинает покалывать – значит, рядом телефонный провод. В таких проводах не очень высокое напряжение, но и изоляции у них почти нет. Поэтому поле вокруг них ощущается особенно сильно”, – рассказывает она.
Нортон не стремилась стать супергероем – ее вовсе не прельщало перемещать предметы на расстоянии, как Магнето из “Людей Икс”, или что-нибудь еще в этом роде.
Она просто хотела попробовать научиться чувствовать магнитные поля.
- Опасно ли будить лунатиков
- Правда ли, что есть на ходу вредно?
- Загадки ушной серы: зачем она нам?
- Феромоны: секрет сексуальной привлекательности или заблуждение?
Как ей помог магнит?
В кончике пальца тысячи рецепторов – нервных окончаний, передающих в мозг информацию о том, к чему вы прикасаетесь.
При попадании в магнитное поле имплантированный в палец крохотный магнит может начать чуть-чуть двигаться или вибрировать – и этого будет достаточно, чтобы активировать нервные окончания.
Конечно, мы круглые сутки находимся в водовороте разных магнитных полей – они есть у Земли, Солнца, у каждого холодильника, лампочки, смартфона и телевизионного пульта.
Электричество и магнетизм неразрывно связаны, поэтому магнитное поле возникает везде, где есть электрический ток, – и наоборот.
Но биохакерский проект Хэуорта и Нортон и не предусматривал того, чтобы человек начал видеть все эти поля разом.
Как Нортон пояснила в радиоинтервью, ей чаще всего приходилось прикоснуться к предмету, чтобы почувствовать его магнитное поле.
Животным гораздо проще. Еще в конце 1960-х ученые выяснили, что некоторые птицы определяют направление перелета, ориентируясь по магнитному полю Земли. И они обходятся без хирургических операций – за них всё сделала эволюция.
Например, у малиновки (зарянки) в клетках сетчатки есть такое вещество, как криптохром, которое регулирует чувствительность зрительных нервов в зависимости от магнитного поля.
Благодаря этому часть картинки становится темнее, а часть светлее – птичка буквально видит магнитное поле Земли. И она в этом не одинока.
У голубей есть чувствительные к магнитному полю нейроны, а головастые морские черепахи ориентируются по магнитным полям при миграции.
Лисы предположительно используют магнитную чувствительность при охоте. Собаки, справляя нужду, стараются вставать по оси север – юг.
Коровы же поссорили зоологов, которые не могут договориться о том, выстраиваются ли стада коров (и оленей) вдоль линий магнитного поля.
Получается, магниторецепция (умение чувствовать магнитные поля) – вовсе не редкость в царстве животных. Напрашивается вопрос: а как же человек?
Если бы магнит от холодильника прилипал к руке, мы бы это, конечно, заметили.
Но не стоит исключать, что магнитные поля влияют на нас менее заметным образом – может быть, даже помимо нашего сознания.
В 1980 году британский зоолог Робин Бейкер опубликовал отчет о серии экспериментов, которые стали известны как манчестерские.
“При перемещении в другое место многие виды животных могут определить, в каком направлении следует двигаться, чтобы вернуться”, – писал он в журнале Science.
Аналогичные эксперименты с людьми показали, что у них есть похожая способность.
Бейкер был уверен, что люди находят “дорогу домой” не за счет построения внутренней карты или чего-либо подобного.
Для него вывод был очевиден: homo sapiens умеет чувствовать магнитное поле Земли.
Студентов Манчестерского университета загружали в минифургоны группами от пяти до одиннадцати человек. После этого им завязывали глаза и везли “по извилистой дороге” от шести до 52 километров.
Когда студента выводили из фургона и разрешали снять повязку с глаз, его просили указать направление в сторону университета, назвав сторону света – например, “север” или “юго-восток”.
Бейкер повторил этот эксперимент десять раз с десятью группами студентов, и в среднем они действительно чаще указывали в верном направлении (или близком к нему), чем в противоположном.
Затем Бейкер повторил эксперимент еще раз, по просьбе одной из телепередач.
На этот раз у половины участников к затылку был пристегнут магнит. Другой половине дали кусочек меди, не обладающий магнитными свойствами, но для чистоты эксперимента тоже сказали, что это магнит.
Те, у кого к затылку была приложена медь, чаще указывали в нужную сторону, как и участники первого эксперимента.
Те же, кому достались настоящие магниты, путали направление, что позволило сделать вывод, что на выявленную способность ориентироваться в пространстве легко повлиять.
Хотя манчестерские эксперименты и не стали однозначным доказательством того, что у человека есть магнеторецепция, они послужили стимулом для дальнейшей работы в этой области.
Ученые по всему миру провели десятки исследований, стремясь воспроизвести полученные Бейкером результаты. Но это оказалось не так просто.
Например, биологи Джеймс Гулд и Кеннет Эйбл восемь раз пытались получить обнаруженный Бейкером эффект, но не смогли.
“Отсутствие результата в каждом из проведенных экспериментов свидетельствует о том, что рассматриваемое явление носит более сложный и непостоянный характер, чем ожидалось”, – написали они в журнале Science.
Даже пригласив самого Бейкера в Нью-Джерси, чтобы он помог организовать эксперименты надлежащим образом, авторам не удалось выявить какие-либо признаки магнеторецепции.
Однако в 1987 году Бейкер провел метаанализ, в котором пришел к выводу, что если объединить данные всех неудачных экспериментов, предпринятых в Великобритании, США и Австралии, просматривается именно та закономерность, о которой он писал.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, как толковать результаты “манчестерских экспериментов”.
Бесспорно одно: у нас в мозге и костях есть минеральное вещество магнетит, а в клетках сетчатки содержится криптохром – следовательно, не исключено, что наш организм тоже реагирует на магнитные поля. Исследователи продолжают искать подтверждение этой гипотезы.
Иными словами, даже если у нас есть хоть какое-то “магнитное чувство”, доказать его наличие непросто.
Похоже, что пока самый верный способ продемонстрировать такую сверхспособность – имплантировать в кончики пальцев по магниту. Но мы настоятельно не рекомендуем это делать.