Обозреватель BBC Future выяснил, почему именно китайские инновации в области интернета станут примером для всего остального мира.

Четыре года назад британский антрополог Том Макдональд обосновался в небольшом поселке Аньшань между Пекином и Шанхаем.

Он решил изучить подход местных жителей к использованию социальных сетей, хотя они поначалу с большим удивлением отнеслись к его планам.

“Они недоумевали, ради чего кто-то может добровольно поселиться в подобном месте”, – говорит Макдональд.

Для них этот поселок был своего рода болотом, из которого многие надеялись выбраться, а вовсе не процветающим центром технологического прогресса.

Однако Макдональд выбрал Аньшань именно из-за его относительной удаленности от цивилизации.

Большая часть книг и статей о китайском сегменте интернета посвящена привычкам местных элит, проживающих в огромных городах.

Зачастую их авторы уделяют основное внимание вопросам цензуры и контроля со стороны государства, рисуя нам безнадежное место, словно сошедшее со страниц романа Джорджа Оруэлла “1984”.

Антрополог Том Макдональд проводил время с жителями китайского поселка, чтобы узнать, как они пользуются социальными сетями

Однако в Аньшане, к своему удивлению, Макдональд обнаружил вполне динамичный и инновационный онлайн-мир.

“Мы почему-то считаем, что “китайский интернет” – очень унылое и скучное место с множеством ограничений, однако на самом деле китайские пользователи невероятно креативны, а сам сегмент всемирной сети полон жизни, – говорит он. – Мне он показался похожим на онлайн-карнавал”.

Я пришел к Макдональду в его офис, расположенный в Университете Гонконга, чтобы подробно поговорить о цифровом мире Китая и о том, как обычные люди сочетают новейшие технологии с давними традициями.

Даже возможности интернета в таких населенных пунктах, как Аньшань, шире, чем во многих западных городах.

“Еще до моего отъезда оттуда там уже появился 4G, – говорит Макдональд. – А вот в деревне в Йоркшире, откуда я родом, его до сих пор нет!”

“Поэтому мне интересно было наблюдать за всеми этими контрастами: в современном Китае даже сельские жители ведут очень современный образ жизни и имеют доступ ко многим достижениям прогресса”, – добавляет он.

Эта тенденция продолжает набирать обороты. Как по количеству доступных услуг, включая широкое обращение виртуальных денег, так и по способу их использования Китай намного опережает западный мир.

И если мы хотим увидеть свое собственное будущее, нам стоит взглянуть на такие места, как Аньшань, и уж конечно – Пекин.

Согласно базовым статистическим данным, Китай уже почти целое десятилетие входит в число лидеров по количеству пользователей интернета.

Жизнь простых китайцев в сельской местности меняется не только благодаря высокоскоростному интернету, но и множеству других современных технологий

В 2008 году ему удалось опередить США, а сегодня всемирной паутиной пользуются около 700 миллионов китайцев, многие из которых имеют высокоскоростное подключение.

Несмотря на то, что большинство китайцев, имеющих доступ к интернету, проживает в мегаполисах, около 178 миллионов из общего числа пользователей находятся в таких маленьких городках, как Аньшань, население которого составляет всего 6000 человек.

Несмотря на небольшое недопонимание (некоторые местные жители думали, что Макдональд – эксперт по информационным технологиям, и просили помочь решить технические проблемы), жители Аньшаня были совершенно не против рассказать ему о том, как они пользуются интернетом.

В то время наиболее популярными были две социальные сети – QQ и WeChat, тогда как у сервиса микроблогов Sina Weibo – пожалуй, самой знаменитой соцсети за пределами Китая – было намного меньше пользователей.

Одной из самых привлекательных функций этих приложений была отправка мгновенных сообщений, которые китайцы стали использовать вместо электронной почты дома и на работе.

“Здесь до сих пор довольно широко распространено мнение о том, что с коллегами нужно дружить, что делает работу в Китае очень утомительной, потому что вам приходится тратить больше времени на поддержание отношений с трудовым коллективом”, – говорит Макдональд.

“Но в то же время это означает, что люди ценят такую форму общения, при которой можно постоянно вести неформальную переписку”, – добавляет он.

Однако и QQ, и WeChat представляют собой нечто намного большее, чем просто альтернативу электронной почте.

Так, к примеру, в QQ есть такие функции, как личная страница (в Qzone) с персонализированной анимированной заставкой, а также возможность составления расписания и дневника, при помощи которых можно рассказывать о ваших ta de dongtai (событиях).

Эту страницу также можно использовать, чтобы получить доступ к множеству игр, как международных (например, World of Warcraft), так и местных (Dream of Three Kingdoms).

Если QQ – это “прокачанный” “Фейсбук”, то WeChat – это что-то вроде WhatsApp на стероидах.

Макдональд показывает мне функцию Drift Bottle, с помощью которой можно записать короткое сообщение и выбросить его в виртуальный океан, где позже его сможет подобрать случайный пользователь.

В WeChat также можно увидеть пользователей, которые территориально находятся неподалеку от вас, и пообщаться с ними. По словам Макдональда, это приложение “больше напоминает Grindr или Tinder”.

А еще, если вам одиноко, вы можете просто потрясти своим телефоном – это сделает вас видимым для тех пользователей приложения, которые тоже не против поболтать.

Эта функция стала особенно популярной среди студентов, которые использовали функцию Shake, чтобы завести новые знакомства. (В настоящее время по всему миру насчитывается более 700 миллионов пользователей WeChat, большинство из которых находятся в Китае).

Одно из главных различий между пользователями соцсетей в Великобритании и Китае заключалось в том, что жители Аньшаня редко писали про политику на своих личных страницах.

В WeChat можно записать короткое сообщение и выбросить его в виртуальный океан, где позже его сможет подобрать случайный пользователь

Макдональд говорит, что “это связано не с цензурой, а скорее с тем, что окружающие начнут спрашивать, зачем ты опубликовал это здесь”.

Как правило, они пишут о семье и отношениях, сопровождая свои посты слегка приторными картинками и сообщениями – возможно, так они стараются поддерживать ценности, которыми дорожит их сельская община.

Еще Макдональд обнаружил, что пользователи постоянно экспериментировали, пытаясь адаптировать технологии и найти им новое применение.

Так, например, один местный бизнесмен попытался использовать функцию геолокации а-ля Tinder, чтобы привлечь посетителей в свой ресторан барбекю. “Когда кто-то искал людей поблизости, он видел его ресторан”, – поясняет Макдональд.

Его также поразили яркие мемы, кочующие по просторам Qzone, и разнообразные смайлики. Только для того, чтобы поздравить друзей с Новым годом, можно было выбирать из сотни различных эмодзи.

“Уровень местной креативности просто поражает”, – признается Макдональд. Все это помогло ему доказать, что, вопреки расхожему мнению, в Китае использование интернета отличается разнообразием и уникальным колоритом.

Именно эту идею он развивает в своей новой книге (которую можно скачать бесплатно).

Однако технологии не стоят на месте. С тех пор как Макдональд переехал из Аньшаня в Гонконг (это случилось в 2014 году), появилось множество новых разработок, в том числе собственные виртуальные деньги социальных сетей.

“С помощью этих денег можно вызвать такси и заказать еду на дом, их можно использовать для сбережений, для оплаты электричества, для заказа билетов на поезд”, – говорит он.

Недавно он исследовал это явление на примере относительно бедных рабочих-мигрантов в Шэньчжэне, приехавших из другого конца страны, чтобы работать на заводах по сборке телефонов.

“Мы шли по улице, и практически в каждом магазине у нас принимали эти деньги – ими можно было заплатить за бутылку воды или кока-колы”, – утверждает Макдональд.

Так это платежное средство обогнало по популярности кредитные карты, которые людям без постоянной работы оформить труднее.

Само собой, эти компании собирают огромное количество данных о своих пользователях, но большинству рабочих нет до этого никакого дела.

“На Западе многие подумали бы: “Почему я предоставляю все свои данные одной компании?”, – говорит Гуо Янань, одна из студенток Макдональда, которая тоже принимала участие в работе над проектом в Шэньчжэне.

По ее словам, китайцам, напротив, нравится то, что большая часть их жизни сконцентрирована в одном приложении. “Возможно, к этому приложило руку государство, но они думают, что это просто удобно”.

Сегодня услугами интернета в Китае пользуются около 700 миллионов китайцев

В прошлом работникам в Китае приходилось размещать свои средства в государственном банке.

“Поэтому это очень важный для Китая момент, ведь деньги уходят из государственных предприятий и идут в частные компании”, – объясняет Макдональд.

Конечно же, это связано с риском, ведь государственный банк намного лучше защищен от банкротства. Однако об этом думают очень немногие.

“Еще не пришло осознание того, что эти виртуальные деньги становятся новой вехой в отношениях между населением и государством “, – говорит он.

Какие бы риски это за собой не повлекло, Макдональд считает, что мы наблюдаем лишь начало этой революции, и такой креативный подход может многому нас научить.

“Мы думали, что китайцы просто копируют то, что делают на Западе, но попробуйте зайти в WeChat, на TaoBao и AliBaba, и вы поразитесь тому, сколько здесь имеется сервисов, которые недоступны пользователям в Великобритании”, – утверждает Макдональд.

“С их помощью можно покупать что угодно, делать что угодно, и все эти функции четко и логично связаны друг с другом. В будущем мы будем брать с них пример”, – уверен он.

 
 
 
Skip to content