В 2013 году в Лондоне прошла демонстрация против разработок боевых роботизированных систем, но с тех пор с каждым годом их становится только больше
Некоторое время назад мы обращались к нашим читателям с просьбой задавать нам вопросы о научных достижениях. Сразу несколько человек заинтересовались темой оружия будущего и новых видов вооружений. Этой статьей Русская служба Би-би-си пытается удовлетворить любопытство читателей.
В 1959 году в США был представлен концептуальный комплект амуниции и оборудования солдата будущего. Военный на кадрах кинохроники, которые сохранились в архиве, одет в футуристическую военную форму, предназначенную для защиты от пуль, осколков, радиации и проникновения пыли, его лицо полностью закрыто маской, на каске закреплен инфракрасный бинокль, на поясе – патроны реактивного пояса для высоких прыжков, у него есть рация с двусторонней связью и много чего другого.
Однако ядерного конфликта с Советским Союзом так и не произошло, а американские солдаты во Вьетнаме не использовали ни один из тех предметов, которые видны на этих кадрах. С другой стороны, современные солдаты на поле боя все-таки используют бронежилеты, инфракрасные очки и средства двусторонней коммуникации, но произошло это спустя более чем полвека после того, как военные продемонстрировали своего “солдата будущего”.
На военных выставках обычно показывают умопомрачительные военные системы, наземных роботов, летающих дронов и прочие футуристические приспособления, но вполне возможно, что большинство из этих технологий будет внедряться через долгие десятилетия, а некоторые не приживутся вообще.
Но давайте все-таки посмотрим на некоторые новые военные технологии, которые появились в последнее время, и, по крайней мере сейчас выглядят вполне убедительно (а для кого-то, возможно, пугающе).
Осиный рой
В январе министерство обороны США опубликовало видеозапись показательных испытаний дронов Perdix.
Сам факт использования дронов военными вряд ли способен удивить, их применяют даже террористические группы, но в этом случае есть кое-что принципиально новое.
Вместо того чтобы строить большой и мощный разведывательный беспилотник, авторы проекта из Массачусетского технологического института придумали объединить в сеть множество небольших автономных летательных аппаратов.
Не так уж и сложно сбить большой беспилотник, в конце концов это просто летательный аппарат. Но гораздо сложнее сбить пчелиный рой.
На опубликованной видеозаписи небольшие, длиной всего 30 сантиметров, аппараты выпускаются из специального контейнера на истребителе F-18, затем группируются в определенном районе, а потом совершают согласованные действия – летают по маршруту, окружают определенный объект и так далее.
Дроны Perdix способны в полностью автономном режиме действовать организованной группой
Авторы этого проекта говорят, что они представляют собой не набор заранее запрограммированных дронов, а некий “единый организм”, общую информационную сеть, где не существует лидера, а анализ информации и принятие решения производятся всеми участниками.
Перспективы у такой системы могут быть очень большими, начиная от сбора разведданных, что пока что считается наиболее вероятной задачей, и заканчивая ударными функциями.
Роботизированные танки и крейсера
Роботизация – один из главных трендов развития военной техники. Еще десять-пятнадцать лет назад в нее вкладывались лишь самые развитые государства, да и то довольно осторожно.
Сейчас боевые роботы показывают на всех крупных военных выставках. Роботы были в центре внимания на февральской выставке IDEX-2017 в Абу-Даби, на российском форуме “Армия-2016” в сентябре на стендах также стояли сразу несколько роботов-танков.
Роботизированные боевые машины сегодня производят не только крупные компании, но и сравнительно небольшие фирмы, которые часто объединяются для совместных разработок.
Так, например, эстонская компания MILREM привезла в Абу-Даби гусеничную роботизированную машину с дистанционно-управляемым боевым модулем турецкой компании Aselsan.
Эстонско-турецкий робот-танк на IDEX-2017
А в Подмосковье на “Армии-2016” показали разработку одного из подразделений министерства обороны России – танк-робот “Уран-9”, который может действовать как автономно, так и при помощи дистанционного управления.
Правда, по словам разработчиков, вести бой в автономном режиме ему не доверяют ровно потому, что не существует системы распознавания целей “свой-чужой”. Другими словами, для этого танка все цели на поле боя – враги.
Однако тенденция очевидна – разработчики подобных систем, как минимум, закладывают в новые боевые машины возможность ведения боя без контроля со стороны человека.
Роботы постепенно захватывают не только воздушное пространство и сушу, они появляются и в море.
Российский роботизированный танк “Уран-9”, которому не дают воевать с людьми самостоятельно
Американская компания Leidos по заказу DARPA разрабатывает морской охотник за подлодками – ACTUV. Строго говоря, “охотником” его называют немного для красного словца – главной задачей комплекса является поиск субмарин, а не их уничтожение.
40-метровый робот-крейсер с дизельной энергетической установкой будет способен дежурить в открытом море в течение недель, а может быть и месяцев в полностью автономном режиме.
Робохакеры
Микродроны, танки-роботы, автоматические охотники за подлодками, все это действительно впечатляющие технологии, однако как только мы узнаем, что ученые придумали, как объединить роботов в единую интеллектуальную сеть и разрешить им воевать с людьми, у нас бегут мурашки по коже, не так ли?
К счастью, когда одни ученые создают меч, другие в соседней лаборатории уже трудятся над щитом. И когда Пентагон финансирует работы по созданию искусственных нейросетей (не обязательно летающих), его агентство передовых оборонных исследований DARPA тратит не меньшие средства на разработку систем, которые будут ее контролировать.
ACTUV – настоящий робот-крейсер, который будет выслеживать подлодки
В августе DARPA устроила “Большой кибертурнир”, цель которого – способствовать созданию программного обеспечения, выявляющего и устраняющего уязвимости других программ до того, как их обнаружили и использовали хакеры.
Речь идет не об обычных антивирусах, а о комплексных крупномасштабных решениях, это не “бронежилет”, надетый на операционную систему компьютера, а программа-ищейка, способная действовать самостоятельно.
Победителем стала программа Mayhem, разработчики которой получили приз в два миллиона долларов.
Противодронные системы
Mayhem и подобные ей программы будут бороться с компьютерными вирусами, сложность которых будет только возрастать по мере того как будет разрастаться и сама кибернетическая среда.
Такие программы будут полезны в случае попытки взлома большого количества устройств, объединенных в информационную сеть. Однако появление таких сетей – дело будущего, возможно, отдаленного.
А дроны участвуют в боевых действиях уже сейчас. Их по достоинству оценили не только военные, но и экстремистские группировки, такие, как запрещенная во многих странах, включая Россию, группа “Исламское государство”. Боевики активно используют беспилотники в Ираке и Сирии, существует опасность их применения и странах, где не происходит открытого конфликта.
Меры против беспилотных систем сейчас активно разрабатывают во многих странах, и на рынке уже появились специальный класс вооружений – “антидронные ружья” (Drone rifle).
Австралийская компания DroneShield, например, недавно представила на рынок пятикилограммовую “винтовку” DroneGun, а французская MC2-Technologies – 14-киллограмовую Scrambler 300 Drone Rifle. Обе системы создают организованные радиопомехи, прерывая связь дрона с оператором, и могут быть эффективны против небольших беспилотников.
Разрабатываются и статичные системы, такие как израильская Drone Guard, созданная оборонной корпорацией IAI – она представляет собой стационарную установку, которая автоматически отслеживает беспилотники и блокирует их. Это уже более сложная система, оснащенная небольшим радаром.
Это лишь некоторые, самые последние из множества появившихся противодронных систем. Среди них есть и те, которые используют не только электронные системы радиоподавления, но и способные подстрелить беспилотник, либо нейтрализовать его сетью, разрабатываются и дроны-охотники.
Конечно это далеко не все новые военные технологии, но главный тренд в мире вооружений – все большее применение роботизированных систем. Война перестает быть делом только человека, нравится нам это или нет.
Этот материал подготовлен в качестве ответа на вопросы, присланные нашими читателями о научных достижениях. Задать свои вопросы по другим темам вы можете по этим ссылкам (О жизни в Британии, О культурной жизни Лондона, О научных достижениях).