В Евросоюзе разрешили сверхскоростную передачу данных для ряда сервисов. DW разбиралась, означает ли это дискриминацию всех остальных интернет-пользователей.

Медленный интернет: улитка, ползущая по кабелю

Май 2016 года войдет в историю как начало новой эры в развитии интернета. Во всяком случае так считают многочисленные противники вступивших в силу в Евросоюзе 1 мая новых нормативов, регулирующих предоставление в Европе доступа в Сеть. По их словам, мир скоро получит “два интернета” – “для народа” и “для элиты”. И если представители “народа” якобы будут вынуждены мириться с медленным, постоянно “виснущим” и обрывающимся доступом к онлайн-ресурсам, то “элита” за отдельную плату получит свой отдельный скоростной интернет. И главное: с принципом равноправия всех данных, которые хранятся в мировом онлайн-пространстве, теперь будет якобы покончено.

Раньше и теперь

Прежние правила действовали около 30 лет и предусматривали, как говорит еврокомиссар по цифровой экономике и обществу Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger), “единые стандарты качества для всех”. Новые нормативы, в принципе, провозглашают то же самое. Как говорится в соответствующем документе, одобренном Европарламентом, “провайдеры услуг обязаны одинаково обслуживать весь интернет-трафик, без дискриминации, ограничений или перебоев, независимо от отправителя и получателя, загружаемого или распространяемого контента…”.

Гюнтер ЭттингерГюнтер Эттингер

Впрочем, тот же документ вводит понятие “специальных сервисов”. Они не являются обычными сервисами доступа в интернет и требуют намного большей скорости и отказоустойчивости, чем отправка простого письма по электронной почте. Например, обмен изображениями высокого разрешения в медицине. Машины “скорой помощи” в Европе все чаще сейчас оснащены диагностической техникой, и врачам, находящимся на выезде, иногда срочно требуется обменяться изображениями с коллегами-специалистами. Это позволит оперативно уточнять диагноз, а иногда уже готовить операционную в то время, пока реанимобиль мчится с пациентом к ближайшей клинике.

Другой пример из медицины – операции на расстоянии, которые из области фантастики сейчас переходят в реальность. Руководящий операцией хирург находится в центре управления, за сотни и тысячи километров от операционного стола, где орудуют скальпелем его коллеги или даже робот. При этом и в случае со “скорой помощью”, и в случае операций на расстоянии обмен данными происходит сегодня по тем же сетям, что и у обычного пользователя, скачивающего себе в данный момент на смартфон очередное продолжение полюбившегося сериала. Предпочитать одни данные другим провайдеру было до сих пор запрещено. Хотя всем ясно, что задержка данных имеет в приведенных примерах очень разные последствия.

Мерседес без управления

Еще один пример “специального сервиса” – оборудование на производствах нового поколения, называемых “Индустрия 4.0”. Автоматизированные сектора должны оперативно обмениваться данными друг с другом, поэтому задержки на линиях или потеря данных может привести к сбою сложных производственных процессов.

медленный интернетЗадержки и сбои в обмене данными могут привести к тяжелым последствиям

Другой пример – автомобили с автоматическим управлением. Уже сейчас, на стадии тестирования, их компьютеры обмениваются с центрами обработки данных огромными объемами информации. Например, тестовая модель автомобиля Mercedes-Benz S-Class, оснащенная датчиками и камерами, требует передачи данных на огромной скорости: 1 гигабит в секунду. И несложно себе представить, чем обернется задержка в обмене информацией с мчащейся по автобану машиной.

Специальные сервисы по специальным тарифам

При этом список “специальных сервисов” только начинает формироваться, что крайне радует телекоммуникационные компании по всему Европейскому Союзу. Ведь новые правила в ЕС позволяют не только предоставлять под эти “специальные сервисы” особо быстрый интернет, но и начислять за это дополнительные сборы. Подготовительные работы уже начались. Лидер рынка телекоммуникационных услуг в Германии, концерн Deutsche Telekom, сейчас активно расширяет использование по всей стране оптоволоконных кабелей, позволяющих осуществлять передачу данных с астрономической скоростью 10 гигабит в секунду. Схожие скорости даст и ожидающееся к 2020 году массовое начало эксплуатации нового стандарта мобильной связи 5G.

Заинтересованы и европейские производители телекоммуникационного оборудования. Лидеры в этой сфере на континенте – шведская компания Ericsson и финская Nokia, находящаяся в процессе поглощения франко-американской Alcatel-Lucent. Изменение нормативов в ЕС руководство этих фирм расценивает как возможность укрепления своего финансового положения и улучшение шансов на мировое лидерство на основании технологических наработок в Европе.

Критиков новых европейских норм все это, однако, не радует. Они видят опасность расслоения интернет-пользователей на два сословия, одно из которых будет дискриминировано другим, готовым больше платить за услуги провайдеров. Среди специалистов в области телекоммуникаций мнения разделись. Однако практически все они указывают на один аспект, который на фоне дискуссии об “интернете для элиты” часто отходит на задний план.

Вне зависимости от того, будет ли в мировом онлайн-пространстве “выделенная полоса” для элиты или нет, интернет ждет угрожающий рост трафика. По данным американской компании Cisco, одного из мировых телекоммуникационных лидеров, уже к началу 2019 года обмен информацией в интернете будет в 5 раз больше сегодняшнего. Так что, если не предпринимать сейчас ничего, то может оказаться, что скоро качественного доступа в Сеть не будет уже ни у кого.

 
 
 
Skip to content